Корзина
Leica Geosystems Kazakhstan (Лейка Геосистемс Казахстан)
+77273031717
+77172554466
Корзина

Мониторинг крупных объектов на земле и под землей

Станция Паддингтон лондонской подземки знаменита во всем мире не только благодаря своему создателю, великому инженеру Изамбарду Брюнелю, но также благодаря маленькому медвежонку, который любит мармелад и носит то же имя. Каждый день эта станция обслуживает в среднем 26 500 пассажиров. Несмотря на ее респектабельность и викторианскую элегантность, есть планы построить новую станцию непосредственно под старой. За осуществление данного плана, который является частью одного из самых масштабных строительных проектов Европы, взялась компания Crossrail. Новая станция получит название Crossrail-Паддингтон.

Crossrail вынашивала планы по строительству в Лондоне совершенной новой сети подземных железных дорог с июля 2011 года. В августе 2011 компания Costain Skanska, которая работает совместно с Crossrail Limited, получила контракт стоимостью 14,8 миллиардов фунтов стерлингов на постройку железнодорожной линии длиной 118 километров от Рединга и Хитроу на западе Лондона до Аббатства Вуд на востоке. Линия пройдет прямо под историческим центром. Она свяжет между собой семь совершенно новых станций, играющих роль пересадочных узлов между лондонской подземкой и железной дорогой. Одной из этих семи станций и станет Crossrail-Паддингтон.

Мониторинг на земле и под землей

Работы под самым центром Лондона несут в себе множество опасностей. Население города составляет более восьми миллионов человек, а метрополитен обслуживает миллиард пассажиров в год. Новая станция в Паддингтоне окружена не только современными зданиями, но также исторической застройкой, поскольку располагается она в густонаселенном центре, испещеренном лабиринтом труб, проводов и канализаций. Ввиду этого сооружение новой станции становится чрезвычайно сложной задачей. Кроме того, поскольку Лондон является городом мирового значения, даже проект такого масштаба не должен создавать помех его повседневному ритму. Тем не менее, четырехэтажная станция Crossrail уже строится: пока на земле идет обычная жизнь, под землей кипит работа.

Самая главная опасность в производстве масштабных земляных работ – проседание грунтов, которое может привести к повреждению рядом стоящих зданий. Уменьшить риск проседания может организация надежной, быстрой и точной сети мониторинга, а на объекте подобных масштабов наличие мониторинговой сети жизненно необходимо. В реализации этой задачи помощь компании Leica Geosystems и производимого ей оборудования оказалась неоценима.

Роботизированные тахеометры – день и ночь на страже

Специалисты компании Costain-Skanska остановили свой выбор на тахеометрах Leica TM30, которые специально разработаны для решения задач мониторинга в реальном времени. Чтобы покрыть сетью наблюдений весь район работ и его окрестности, потребовалось использовать 52 прибора и 1800 мониторинговых призм различных типов.

Оборудование установили в ключевых точках. Сеть тахеометров способна, без лишних для обслуживающего персонала усилий, каждый день собирать информацию о положении примерно 8 500 точек. На предыдущей стадии проекта, которая называлась «большой подкоп», измерения выполнялись
с шестичасовым интервалом. Данные затем обрабатывали при помощи Leica GeoMoS и отправляли на web-портал, откуда их могли получить рабочие бригады. Использование датчиков, программного обеспечения и средств связи от компании Leica Geosystems – дело жизненной важности для проекта Crossrail, потому что точные измерения дают информацию о любых смещениях наблюдаемых строений, и минимизируют риск не только для самих зданий, но и для общественной безопасности.

Автоматизированная обработка данных

Подобного рода проекты требуют непрерывных наблюдений, постоянного измерения одних и тех же точек, по несколько раз каждый день на протяжении всего срока работ. При помощи роботизированных тахеометров задачи такого рода могут выполняться в автоматическом режиме. Данные при этом сразу передаются на обработку программам Leica GeoMos, GeoMos Adjust и GeoOffice.

В Crossrail программы от Leica Geosystems работают на трех взаимосвязанных серверах. Их основная задача – обнаруживать и анализировать смещения грунта и деформацию сооружений над и под строительной площадкой. Однако, кроме этого, программное обеспечение позволяет упростить и на
90% ускорить процесс обработки собранных данных, что позволяет очень быстро воспользоваться ими для планирования текущих работ. Программное решение, используемое при строительстве новой станции, целиком предоставлено компанией Leica Geosystems. Его внедрение было самым масштабным из подобных проектов во всем мире. Менеджер по инженерным изысканиям компании Constain-Skanska Joint Venture Стив Таргуд (Steve Thurgood) говорит следующее: «Для надлежащего контроля качества проекта, программное обеспечение должно быть ориентировано на выполнение четких, хорошо прописанных процедур, но в то же время оно должно позволять оперативно корректировать планы. Наша работа не останавливается ни на секунду, мы управляем программной средой так, чтобы избежать любых ошибок или быстро исправить их. Через программный комплекс проходит огромное количество информации, необходимой для достижения наивысшей степени точности и четкости».

Программный комплекс Leica GeoMoS – это полностью автоматизированная система работы с данными. Она выполняет обработку и оценку поступающей информации с использованием статистических методов, сравнивает поступающие данные с эталонной цифровой моделью и выдает простые для понимания диаграммы и графики. Кроме того, программа проводит постоянный анализ деформаций и уравнивание геодезической сети с учетом большого объема поступающей в реальном времени информации, для сбора которой используется от 44 до 49* тахеометров. Все это дает возможность очень быстро получать точные и свежие данные.

При обработке сырые данные дополнительно оптимизируются специальными алгоритмами. Есликакие-то показатели выходят за пределы диапазо на ± 10 миллиметров от предыдущего измерения (которое, как правило, бывает не старше шести часов), то они выбраковываются. В таком случае геодезисты оценивают проведенные операции, сравнивают отклонения в новых данных со старыми и быстро принимают решение о необходимости принятия дополнительных мер.

Оперативная координация с бригадами на объекте помогает выполнять работы без перебоев. GeoMoS не только предоставляет свежие данные для быстрого принятия решений, но и упрощает все рабочие процессы, уточняя информацию перед отправкой ее в работу. 

Надежное оборудование, надежные сотрудники

Круглосуточное функционирование всего комплекса программного обеспечения Leica GeoMoS обеспечивает команда из шести человек, усиленная пятью временными полевыми сотрудниками. Дополнительно, в их обязанности входит обслуживание и чистка от 42 до 49 тахеометров и более 1800 отражателей. Техническое обслуживание и ремонт оборудования ведет сервисный центр Leica Geosystems в Милтон Кинс.

Девиз компании Crossrail – «Лондону зеленый свет». Среди специалистов, отвечающих за нивелирную сеть проекта и самую большую в мире мониторинговую сеть на основе тахеометров Leica Geosystems, принято добавлять еще один девиз, основанный на наших несомненных успехах – «зеленый свет геодезическому мониторингу».
«Конечно, все это невозможно было бы реализовать без постоянной помощи и поддержки со стороны компании Leica Geosystems и ее авторизованных дилеров», – заключает Стив Таргуд.

Об авторе:
Натали Биндер (Natalie Binder) – Менеджер по маркетингу и внешним связям компании Leica Geosystems Ltd. в Милтон Кинс, Соединенное Королевство.
 

журнал Reporter 71

Предыдущие статьи