Корзина
Leica Geosystems Kazakhstan (Лейка Геосистемс Казахстан)
+77273031717
+77172554466
Корзина

Геодезическая съемка как искусство

Искусство и геодезическая съемка. На первый взгляд, в этих понятиях мало общего. Искусство свободно и не признает строгих форм.Результаты съемок же должны четко вписываться в карты и планы, передавая единственно верные форму и размеры земли. Тем не менее, бывают работы, где искусство становится измеримым. Вот хороший пример: на счету у тандема Клауса Довена (Klaus Dauven) (художник антиграффитист) и мюнхенской компании Geosys-Eber целый ряд проектов, где полет фантазии тесно связан с точностью геодезических измерений. Эти проекты претворяются в жизнь в рамках благотворительной акции, проводимой компанией Kärcher.

Речь пойдет о плотинах, в которых, как правило, сложно найти что-то живописное. Однако в этот раз мы будем говорить не о мониторинге гидротехнических сооружений, а о том, как плотина становится артпространством. 

Художник Клаус Довен (Klaus Dauven) работает в технике анти-граффити. Он не наносит на стену рисунок, а, вооружившись мойкой Kärcher высокого давления, смывает все лишнее: обычно это многолетний слой грязи. Благодаря контрасту чистого и грязного проступает картина. Примером может служить произведение «Fischreich» (Рыбное царство) на стене плотины Эйбенсток (Саксония). Однако, размеры « холстов », с которыми работает Клаус, поистине огромны. Его гигантские полотна (200 м в ширину и 50 м в высоту) не примет ни один музей мира.

С технической точки зрения, такая живопись мало чем отличается от разбивочных работ в геодезии. Важно добиться, чтобы элементы картины сохраняли пропорции вне зависимости от наклона или неровности стены. Значит, в первую очередь, эскиз необходимо спроектировать на вертикальную плоскость, а после выполнить ее наклон. Как это происходит? Эскиз переносится на цифровую модель поверхности с максимально возможной точностью. Шаг между точками должен составлять 2 – 3 метра, чтобы рабочие, которые спускаются на стену по веревкам с мойками в руках, не запутались. 

Решить задачу выноса в натуру без отражателя (его невозможно установить на стене плотины, удаленной на 200 м) удалось благодаря тахеометрам Leica Geosystems. Точки передаются из цифровой модели в прибор и без труда выносятся в натуру. Причем порядок точек сохранен: от ближайшей к ближайшей. Благодаря такой процедуре промышленные альпинисты из GSAR могут спланировать наименьшие перемещения на площади 10 000 м². При выносе в натуру точки отмечаются белой художественной глиной: у нее высокая отражающая способность. Затем при помощи тахеометра выполняют контрольное измерение. Тахеометр самостоятельно вычисляет истинное положение выносимой точки и по беспроводной связи передает альпинисту поправки. Благодаря интерактивной работе промышленные альпинисты справились с двумя сложными эскизами (каждый по 1000 точек). Каждый из них был вынесен на наклонную поверхность двойной плотины так, что взгляд наблюдателя не замечает в рисунке искажения перспективы или наклона, что придает рисунку поистине впечатляющий вид.


Анти-граффити не вечно, поскольку с годами грязь снова скопится на очищенных участках: так сама природа готовит новый холст для будущих шедевров.

Об авторе:
Роман Мартинек (Roman Martinek) дипломирванный геодезист и зарегистрированный аудитор. Совладелец компании Geosys-Eber Ingenieure, занимающейся геодезией в строительстве (www.geosys-eber.de).
r.martinek@geosys-eber.de

Осторожно: дикие звери

Плотина долины Олеф (Olef Valley Dam) в верхнем Эйфеле близ бельгийской границы носит на себе творение Клауса Довена (Klaus Dauven) – лесные звери и другие местные обитатели оживают на склоне плотины (птицы, олени, лисицы, даже рыба плывет на заднем плане). В этом творении нет ни грамма краски. Рисунок выступает из контраста чистых и грязных участков стены.
Эскиз был нарисован на обычном листе А4 затем оцифрован и перенесен на цифровую модель дамбы. Вынос на стену осуществили при помощи тахеометра Leica TPS1100. Шаг между точками составлял 2 – 3 м.

журнал Reporter 71

Предыдущие статьи